Западноевропейская живопись XVII—XIX вв.

Количество предметов основного фонда: 80
Хронологические рамки: XVII—XIX вв.
Национальная, этническая, религиозная, прочая принадлежность: художественная коллекция мирового значения (тематические композиции, пейзажи, натюрморты, портреты).

Наличие уникальных, раритетных экспонатов: коллекция западноевропейской живописи невелика по количественному, но очень значима по качественному составу: «малые голландцы» и фламандские мастера ХVII в., французские, испанские, итальянские и немецкие художники представляют различные национальные школы, стилевые направления, жанры искусства периода Нового времени (ХVII—ХIХ вв.).

Известнейшие авторы и их полотна, составляющие данную коллекцию:

· Художники Италии:

— представитель флорентийской школы Карло Дольчи (его «Святые Илья и Антоний» — характерное для стиля барокко драматичное произведение на мифологическую тему, в котором намечены новые критерии понимания достоинств живописного произведения);

— Артур Риччи — представитель салонного искусства и автор полотна в традициях неорококо «Музыкальный вечер»;

— пейзаж Клода Жозефа Верне демонстрирует главные итоги развития французского классицистического искусства XVIII в.;

— Жак Куртуа (Бургиньон) изображает драматичные батальные сцены;

— небольшая лиричная картина с видом на собор Сан Джорджо Маджоре Жана Франсуа Рафаэлли раскрывает новые грани творчества мастера-импрессиониста, чьи работы в России — большая редкость; два миниатюрных портрета госпожи Ментенон и Наполеона, личности которых хорошо известны широкой публике, представляют различные техники, стилевые и образные решения в пределах одного жанра.

· Художники Испании:

— примечательна гармоничностью колорита работа представителя испанской школы, художника из Гранады Педро де Мойя «Святая Магдалина де Пасис», созданная под влиянием искусства Ван Дейка.

· Художники Голландии:

— натюрморт Яна Давидса де Хеема;

— пейзаж с отдыхающими охотниками Яна Ван Вине по прозвищу Гарлемский;

— портрет неизвестного вельможи кисти Николаса Маса, ученика Рембрандта;

— «Венера и Адонис» Яна Верколье — оригинальная трактовка античных мифов.

· Мастера фламандской школы:

— «Благовещенье» Антуана Гобо и «Бой петуха с индюком» Яна Ван Кесселя иллюстрируют историю феномена разветвления нидерландского искусства на разные школы со своими традициями и живописными, колористическими предпочтениями.

· Художники Германии (немецкие мастера в жанровом и временном диапазоне представляют как линию крупнейших живописных академий (Мюнхенской, Дрезденской), крупнейших художественных династий, например, Мейерхаймов, так и получившие наибольшее развитие в Германии направления — романтизим, бидермайер, модерн):

— в композиционном решении портрета Отто Бисмарка кисти Франца Ленбаха прослеживается влияние черно-белых величественных образов тициановских моделей; парадное полотно «Фридрих на лошади» виртуозно трансформировано в миниатюрный портрет без потери грандиозности замысла художника;

— три картины портретиста Йозефа Штилера, входящие в известный цикл «Галерея красавиц» дворца Нимфенбург (портреты цикла по причине своей популярности использовались в оформлении сувенирного фарфора, табакерок, копировались в виде миниатюр).

· Школы Бельгии, Англии, Австрии и Дании представлены единичными работами.

Потенциальные возможности экспонирования: на тематических, межнациональных проектах — «Год Германии в России», «Год Италии в России», в смежных проектах с крупнейшими музеями городов Сибири и Урала (таких, как выставка «От караваджистов до импрессионистов»).