Онлайн-проект «1000 шагов в историю». Рубрика «Не просто вещи» . Археологические находки

Онлайн-проект «1000 шагов в историю». Рубрика «Не просто вещи» . Археологические  находки Центр музейных коллекций в рамках онлайн-проекта «1000 шагов в историю» в рубрике «Не просто вещи» знакомит с интересными находками в области археологии, которые хранятся в фондах Музейного комплекса им.И.Я. Словцова.

В 1964 году в коллекцию «Археология» из Советского района  Ханты-Мансийского автономного округа поступила рогатина. Это оружие представляет собой кованый железный наконечник, который крепится на длинное древко. Оно похоже на копье, но в два раза тяжелее, с широким обоюдоострым лезвием и длинной втулкой, защищающей от клыков медведя. Рогатина была изготовлена в XIX веке и долго служила верой и правдой, о чем свидетельствуют отметины на лезвии. Хотя рогатина представляет собой оружие для охоты, но значение ее гораздо глубже: она играла важную ритуальную роль.

В мифологии ханты и манси медведь — это сын божества неба. Согласно преданию, однажды он вышел из дому и увидел внизу землю. Ему захотелось погулять в лесу, и отец отпустил его, но велел никого не обижать. Медведь оказался на острове, где было много ягоды. На тот же остров приплыли на лодках женщины с детьми. Медведь зарычал на женщин, и те в ужасе убежали, а он съел девочку. Тут появились охотники, ранили его рогатиной, и он встретил «великую смерть медведя».

Эта история ритуально воссоздается во время медвежьего праздника, который является центральным элементом традиционной культуры народов ханты и манси. Чтобы успокоить бессмертную душу медведя и вернуть её отцу, со зверя снимают шкуру и торжественно на лодке везут в городок, где «гостя» встречают для священной игры, пляски и пира. Шкуру зверя наряжают и украшают серебром. Когда праздник кончается, медведь на железной цепи поднимается к своему небесному отцу.

Из-за страха навлечь гнев сына небесного божества подготовка к охоте на медведя и сам ее процесс превращался в целый обряд. Рогатину, бережно завернутую в бересту, доставали, чистили и делали новое древко. Шли на медведя обычно рано утром два или три человека. В пути они не разговаривали, и никто не должен был их видеть. Случайная встреча предвещала неудачу и заставляла возвращаться назад. Перед тем как убить зверя, его обязательно будили. Охотник, прикрывая рогатину, медленно выманивал медведя на удобное для атаки место, где меньше деревьев и поросли. Когда сердитый медведь прижимал уши и стремительно бросался на охотника, важно было правильно поставить оружие, уперев древко в землю и попасть в цель, а дальше медведь сам доводил дело до печального финала. Иногда в паре с рогатиной охотник использовал нож. Упертого в рогатину зверя, пытавшегося зацепить человека лапой или пастью, охотник поражал ножом в правый бок. Такой тип охоты был крайне рискованным и требовал исключительного хладнокровия, физической подготовки и специальных навыков.

Эти и другие занимательные археологические экспонаты вы увидите в Центре музейных коллекций. Записаться на экскурсию можно по телефонам 8-905-858-89-44, 8-909-741-31-30.

В статье использовано изображение предметов из фондов структурного подразделения «Музейный комплекс им. И.Я. Словцова».  

Возврат к списку