Западноевропейская живопись XVII—XIX вв.

Западноевропейская живопись XVII—XIX вв.

Количество предметов основного фонда:  80
Хронологические рамки:  XVII—XIX вв.
Национальная, этническая, религиозная, прочая принадлежность: художественная коллекция мирового значения (тематические композиции, пейзажи, натюрморты, портреты).

Наличие уникальных, раритетных экспонатов: коллекция западноевропейской живописи невелика по количественному, но очень значима по качественному составу: «малые голландцы» и фламандские мастера ХVII в., французские, испанские, итальянские и немецкие художники представляют различные национальные школы, стилевые направления, жанры искусства периода Нового времени (ХVII—ХIХ вв.).

Известнейшие авторы и их полотна, составляющие данную коллекцию:

· Художники Италии:

— представитель флорентийской школы Карло Дольчи (его «Святые Илья и Антоний» — характерное для стиля барокко драматичное произведение на мифологическую тему, в котором намечены новые критерии понимания достоинств живописного произведения);

— Артур Риччи — представитель салонного искусства и автор полотна в традициях неорококо «Музыкальный вечер»;

— пейзаж Клода Жозефа Верне демонстрирует главные итоги развития французского классицистического искусства XVIII в.;

— Жак Куртуа (Бургиньон) изображает драматичные батальные сцены;

— небольшая лиричная картина с видом на собор Сан Джорджо Маджоре Жана Франсуа Рафаэлли раскрывает новые грани творчества мастера-импрессиониста, чьи работы в России — большая редкость; два миниатюрных портрета госпожи Ментенон и Наполеона, личности которых хорошо известны широкой публике, представляют различные техники, стилевые и образные решения в пределах одного жанра.

· Художники Испании:

— примечательна гармоничностью колорита работа представителя испанской школы, художника из Гранады Педро де Мойя «Святая Магдалина де Пасис», созданная под влиянием искусства Ван Дейка.

· Художники Голландии:

— натюрморт Яна Давидса де Хеема;

— пейзаж с отдыхающими охотниками Яна Ван Вине по прозвищу Гарлемский;

— портрет неизвестного вельможи кисти Николаса Маса, ученика Рембрандта;

— «Венера и Адонис» Яна Верколье — оригинальная трактовка античных мифов.

· Мастера фламандской школы:

— «Благовещенье» Антуана Гобо и «Бой петуха с индюком» Яна Ван Кесселя иллюстрируют историю феномена разветвления нидерландского искусства на разные школы со своими традициями и живописными, колористическими предпочтениями.

· Художники Германии (немецкие мастера в жанровом и временном диапазоне представляют как линию крупнейших живописных академий (Мюнхенской, Дрезденской), крупнейших художественных династий, например, Мейерхаймов, так и получившие наибольшее развитие в Германии направления — романтизим, бидермайер, модерн):

— в композиционном решении портрета Отто Бисмарка кисти Франца Ленбаха прослеживается влияние черно-белых величественных образов тициановских моделей; парадное полотно «Фридрих на лошади» виртуозно трансформировано в миниатюрный портрет без потери грандиозности замысла художника;

— три картины портретиста Йозефа Штилера, входящие в известный цикл «Галерея красавиц» дворца Нимфенбург (портреты цикла по причине своей популярности использовались в оформлении сувенирного фарфора, табакерок, копировались в виде миниатюр).

· Школы Бельгии, Англии, Австрии и Дании представлены единичными работами.

Потенциальные возможности экспонирования: на тематических, межнациональных проектах — «Год Германии в России», «Год Италии в России», в смежных проектах с крупнейшими музеями городов Сибири и Урала (таких, как выставка «От караваджистов до импрессионистов»).
Неизвестный художник второй половины XVIII века.
Муций Сцевола, 1970-е гг., х., масло 77х163.
Поступление в фонды Музея изобразительных искусств  - 1960 г.  из Министерства культуры РСФСР.
Неизвестный художник первой трети XVIII в.
Школа А. Матвеева (1702 (2)-1739)
Динарий кесаря. 1730-е г.
Х., масло 50х63. Поступление в фонды Музея изобразительных искусств - 1940 г. из Эрмитажа.
Николас Мас (1632-1693). Голландия.
Живописец и график. Учился у великого Рембрандта в Амстердаме. Писал картины на религиозные сюжеты, жанровые сцены, портреты.
Портрет вельможи. Х., масло
Приобретено в 1959 г. в частной коллекции.
Вильгельм Мейерхейм (1815-1882). Германия.
Живописец, график. Писал жанровые сцены, портреты.
Пилка дров зимой. 1863
Х., масло. Поступило в 1958 г.из Министерства культуры СССР, ранее находилась в фонде Эрмитажа.
Неизвестный художник круга Бартоломе Гонсалеса (1524-1627), портретиста королевского двора. Испания
Мужской портрет. 1609.
Х., масло. Поступление в 1986 г. из Министерства культуры РСФСР, ранее находилась в частном собрании.
Неизвестный художник XVI в. Германия.
Портрет юноши в доспехах.
Холст, масло, 29*24. Поступление в 1960 г. из Государственного музея изобразительных искусств.
Неизвестный художник XVII в. (подражание Рафаэлю). Италия.
Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем.
Холст, масло, 125*125 (тондо, вписанное в прямоугольник).
Артур Риччи. Италия.
Писал жанровые сцены и пейзажи.
Музыкальный вечер. XIX в.
Холст, масло, 68,2*92,5. Приобретено из частной коллекции в 1958 г.
Пьетро Антонио Ротари (1707-1762)
Девушка с розой в волосах. Середина XVIII в.
Холст, масло. Поступление в 1961 г. из Министерства культуры РСФСР.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617-1682)
Иоанн Креститель в пустыне. Копия XVIII века. Подлинник в Лондонской национальной галерее.
Холст, масло.

К коллекциям