Западноевропейская графика

Западноевропейская графика

Количество предметов основного фонда:  76
Хронологические рамки:  XVIII—XIX вв., вторая половина XX в.
Национальная, этническая, религиозная, прочая принадлежность: художественная коллекция мирового значения (тематические композиции, пейзажи, натюрморты, портреты).

Наличие уникальных, раритетных экспонатов

Западноевропейская графика представлена техникой традиционной классической гравюры — резцовой, ксилографией, офортом, а так же литографией, коллекция включает в себя листы из знаменитых серий, экслибрисы, самостоятельные произведения, в числе которых японская каллиграфия. Представлены гравюры с живописных произведений ведущих европейских мастеров XV—XVII веков — Рафаэля, Рубенса, Ван Дейка, Караваджо и других известных к югу и северу от Альп художников. Различие творческих индивидуальностей и смену вкусовых пристрастий публики демонстрируют листы, выполненные известными граверами Франции, Бельгии, Германии XVIII—XX вв.

Ф. Бартолоцци, изображая пантеон античных богов и героев, демонстрирует постгуманистские устремления, интерес к «прекрасной древности» и культу вечной красоты. Технические приемы адекватны сюжетам: четкость в передаче формы и сложность переходов светотени побуждают художника дополнять резцовую гравюру меццо-тинто. Художники от копирования картин малых голландцев переходят к изображению реалистичных сцен, где появление элементов юмора или моралите отражает эволюцию в направлении бытового жанра, например, лист № 17 из сюиты «Впечатления супружества» П. Гаварни, для большей убедительности применяется подцветка акварелью.

Закономерно обращение Г. Годуэна, мастера из Бельгии, в серии гравюр к образу Тиля Уленшпигеля. Именно ксилография, приобретшая популярность как дешевая, демократичная, народно-агитационная техника, соответствовала цели создания остросоциальных памфлетов. Обращаясь к образу Мадонны Рафаэля, мастер передает атмосферу «частного благочестия», сложившуюся в эпоху возрождения, поскольку в отличие от произведений скульптуры или живописи подобный лист легко можно было всюду носить при себе, то есть подобные ксилографии изготавливались в ориентации на индивидуальный просмотр.

В. Адам в литографии прорабатывает каждую деталь многофигурных сцен, главными героями которых являются военные: изображения подразделений на парадах, баталий и даже дезертиров отражают события наполеоновской кампании.

П. Пикассо, нарисовавший букет в заведомо «детской» мажорной манере, лаконичным, почти плакатным языком призывает к пацифизму послевоенную Европу, одновременно рассказывая зрителю о счастливом и спокойном периоде своей жизни.

Потенциальные возможности экспонирования: жанровое и стилистическое разнообразие позволяет составлять как отдельные (графика), так и тематические выставки, а так же дополнять экспозиции классического искусства, так как можно в данном виде искусства проследить общую для европейского искусства стилевую эволюцию, влияние теоретических и философских взглядов, изменчивость эстетических идеалов различных эпох и европейской культуры в целом.

К коллекциям