Русская и западноевропейская скульптура

Русская и западноевропейская скульптура

Количество предметов основного фонда:  42
Хронологические рамки:  XVIII — начало XX вв.
Наличие уникальных, раритетных экспонатов

Небольшая, но цельная по составу коллекция скульптуры XIX в., в которой представлены работы крупнейших мастеров ведущих стилевых направлений. Классицизм, где главенствует античный идеал прекрасного обнаженного тела и героико-воинская тематика, представлен композициями М.И. Козловского (гипсовая отливка «Пастушок с зайцем») и П.К. Клодта (кабинетная бронза «Конь под седлом» и «Модель памятника Николаю I в Петербурге»), а так же бронзовой фигурой «Леонида при Фермопилах», выполненного неизвестным французским мастером по мотивам одноименной картины Давида и уменьшенной алебастровой копией скульптуры «Три грации» А. Кановы.

«Карл Смелый» Жештера — образец позднего романтизма, в рамках которого популярными были темы рыцарских турниров, сражений и сцен охоты. Податливость и пластичность бронзы помогает воссоздать каждую деталь исторического костюма, что является неоспоримым достоинством кабинетной пластики малых форм.

Портретный бюст Крылова работы С.И. Гальберга — образец смешения классической «геммы» и натуралистичного детального воспроизведения мимических особенностей лица.

Анималистический жанр представлен не только бронзовыми отливками, такими как «Убитая лань» или «Бегущий северный олень» Н.И. Либериха, но и композициями из чугуна Ф.Ф. Звездина и мастеров знаменитого каслинского литья А.Л. Обера, Р.Р. Баха, а также скульптурами представителя французского романтизма П.-Ж. Мен (Pierre-Jules Mene).

Скульптура «Кузнец» Теодора-Жозефа-Наполеона Жака, работавшего в Петербурге, и «Модель памятника адмиралу Лазареву» Н.С. Пименова — образцы развития русской пластики середины XIX в. с заметной тенденцией перехода от классицистических форм к реализму. «Модель памятника Пушкину» А.М. Опекушина фиксирует такой переход уже состоявшимся.

Ценнейшими экспонатами коллекции являются бронзовые скульптуры Лансере, среди которых представлены жанровые, исторические, этнографические композиции  — как небольшие («Черкес с трубкой»), так и монументальные («Святослав на пути в Царьград»).

Также в числе ценных экспонатов коллекции:

— одна из копий аллегорической композиции Н.А. Лаверецкого «Россия» в технике каслинского литья и традициях русской академической скульптуры, выполненная в конце ХIХ века;

— уникальная работа М.М. Антокольского «Христианская мученица» в стилистике модерна с характерным доминированием символико-декоративного начала над исторической достоверностью;

— бюст Льва Толстого, выполненный П.П. Трубецким — редкий пример проявления импрессионизма в скульптуре.

Потенциальные возможности экспонирования: тематика произведений, известность авторов и технологическое и художественное совершенство экспонатов делают их регулярно востребованными.

К коллекциям